Среда, 01.05.2024, 09:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2011 » Май » 21 » Спокойно дискутировать с каннибалами?
20:01
Спокойно дискутировать с каннибалами?

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


Есть слова, смысл которых многие не понимают или намеренно искажают. Одно из таких слов – цивилизация и многочисленные производные от него: цивилизационный, цивилизованный, цивилизаторский и так далее. При этом, «по умолчанию», весь ряд производных терминов означает что-то близкое к передовому, прогрессивному, достойному принятия, повторения, подражания.

А если какие-то непослушные национальные общности не понимают своего счастья? Если какие-то тёмные этносы не желают менять свою отсталую цивилизацию на прогрессивную, то упрямцев можно и поучить. Не усваивают уроков? Можно и канделябрами, или высокоточными бомбами, и ещё более точными ракетами.

Когда возникает разговор, тем более спор о политике, экономике, правах человека, цивилизационный дискурс становится чуть ли не самым частотным. «Либералы» горстями мечут цивилизационный бисер перед «консерваторами»: «цивилизованные страны», «цивилизованный рынок», «войти в европейскую цивилизацию», «цивилизованные отношения». И злоупотреблением, может быть, приятным слуху, но не точным в контексте дискуссии словом, искажается весь спор. Происходит подмена понятий.

Почему бы не заглянуть в словари и не уяснить точный смысл полюбившегося термина? Ещё лучше обратиться к работам авторов, которые ввели слово «цивилизация» в культурный оборот человечества. Науки, изучающие смысловое значение слов, утверждают: наиболее глубокую суть новый термин содержит в себе в момент появления в культурном пространстве.

Но тут неизбежно выявление многозначности современного понимания термина «цивилизация». Как быть? Выход прост: в каждой дискуссии каждому участнику необходимо раскрывать смысл многозначного термина. Иначе потеря смысловой линии спора неизбежна. Никогда диспутанты не поймут друг друга, если один будет вести разговор о Фоме, а другой – о Ерёме.

Лично для меня понятно и приемлемо такое значение термина: «цивилизация» синоним культуры, то есть эти два термина по смыслу совпадают. И означают систему ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни определённого социума. Но я не стану возражать моему оппоненту, который под цивилизацией понимает обозначение некоторой стадии развития и состояния локальных культур – расцвета или деградации и упадка. Не исключаю я толкование цивилизации как более высокой ступени развития человечества в сравнении с дикостью и варварством. Я готов принять отличное от моего понимание термина, но принимать и перенимать, понимать и соглашаться – не одно и то же.

Тогда вопрос: зачем выяснение смысла, содержащегося в термине «цивилизация», если мы заранее готовы принять как вполне правомерное явление допущение различий в смысловых значениях самого термина? А выявление смыслов необходимо, чтобы исключить путаницу в предмете обсуждения. Иначе спор превратится в бессмыслицу. Если я понимаю цивилизацию как культурный феномен, то этим самым я отвергаю деление цивилизаций на высокие и низкие, отрицаю деление носителей различных культур на варваров и джентльменов. При понимании цивилизации как конкретного «культурного феномена» придётся принять страшное: каннибализм – это такая же законная цивилизация, как современная западная цивилизация.

Такой подход исключает вынесение приговоров цивилизациям, отличным от выработанных, принятых, освоенных западным сообществом. Различное понимание понятия не запрещает продолжение споров, но это будет спор не о том, кто варвар, а кто цивилизованная личность. Спор будет о том, почему у каннибалов сохранилась их (каннибальская) цивилизация, и надо ли (можно ли) навязывать каннибалам цивилизацию иного типа? Этот спор может быть очень острым, непримиримым, но бессмысленным не будет. А присвоение ярлыка «варвары» тем, кто не такой, как мы, обессмысливает поиск разрешения существ...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Политика | Просмотров: 2356 | Теги: цивиллизация, Хиросима, термины, диалог | Рейтинг: 5.0/1

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Ivan на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 4
1 pro_moscow  
0
5 баллов, автор молодец

2 Spirt  
0
Один умный человек, однажды сказал: - "цивилизация это то, что делает топор в руках острее, а культура это то, что держит этот топор".

3 Quan  
0
Мы, хищники ,
Большие демократы!
Нам думать о различиях смешно
Мы нищему равно, как принцу, рады
Здоровому желудку все равно!

В наш славный век
Сильнее та фигура
Чья правда, острый зуб и острый глаз
Пусть даже против хищников культура -
Зато цивилизация за нас!


4 Armator  
0
Вообще-то, если быть последовательным, то не надо ужасаться каннибализму. То есть ужасаться можно, но квалифицировать как кошмарный недуг... Ведь, действительно, не кошмарнее же, чем та же Хиросима? Недуг, да; но не какой-то специально кошмарный, а равноправный с недугами нашей цивилизации. А если не лицемерить - то менее кошмарный.
Я так думаю...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]