14:44 Вольные каменщики Сибири. | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net После церковного раскола 1666 года сторонники истинной веры сотнями тысяч бежали из центральных областей России в Дикое поле, Польшу, Сибирь и даже на Крайний Север. Старообрядцы скрывались от царства Сатаны в лесах, пустынях и на островах Ледовитого океана, уходили на Кавказ и в Горный Алтай. Постепенно в их среде возникла легенда о месте вольном и обильном, удобном для поселения, куда не доберутся царские сыскные команды и нечестивые попы-никониане. Место это называли Беловодьем, и попасть туда могли только праведники. Бегуны и беглецы Из множества старообрядческих толков выделилось учение Евфимия, или согласие бегунов, которое указывало крепостным путь спасения не отвлеченный, не мистический, а самый что ни на есть земной — путь бегства, странничества, освобождения от тягостей житейских и политических, домашних и общественных. Учение бегунов проникло в Сибирь в середине XYIII века, и практика сибирского побега подготовила для него почву. Бегуны создали разветвленную и отлично законспирированную систему схронов, в которых находили приют не только старообрядцы, но и все преследуемые государством, в том числе беглые колодники и мастеровые. ... Власти без устали преследовали беглецов, потому что рост числа побегов и разбоев в любой момент мог перерасти в бунт. Был даже издан указ о беглецах, который гласил: "Ежели оные злодеи до поимки себя не будут допускать, по ним стрелять и бить до смерти". После долгих поисков обетованной земли старообрядцы стали называть Беловодьем земли на алтайской реке Бухтарме. Туда рука государства еще не дотянулась. В 70—80-х годах XYIII века здесь сформировалось общество из беглых людей разных сословий со своими органами управления и законами. Алтайские горы народ называл камнем, а живущих там людей — каменщиками. Побег так и назывался — уход в камень. ... Алтайские горцы ... За несколько десятилетий беглецы опробовали разные способы жизни в пустынных местах: занятия промыслами и хлебопашеством в одиночку, семьей, артелью, скитом; жизнь на лесных заимках. Община каменщиков объединила беглецов-одиночек, семейные, товарищеские и религиозные коллективы, ранее самостоятельно боровшиеся за существование. ... Исследователи алтайской общины отмечали: "Связанные одинаковой участью, отчужденные от общества, каменщики составляли какое-то братство, несмотря на различные верования. Они сохранили многие хорошие качества русского народа: были надежными товарищами, делали взаимные пособия друг другу, особенно же помогали всем неимущим припасами, семенами для посева, земледельческими орудиями, одеждою и прочим". ... Опираясь на авторитет "лучших людей", беглецы создали свою систему самоуправления. Преступления в их среде были редким явлением. Мастеровые, отличавшиеся на заводах порочным поведением, попав в общество каменщиков, жили смирно, занимались трудом. Камень, как магнит, притягивал к себе желающих уйти на волю. К середине 80-х годов там возникли целые поселения крестьян, мастеровых, беглых солдат и казаков. Многие жили семьями — с женами и детьми. ... Пойманный в 1790 году мастеровой Федор Сизиков, проживший в обществе восемь лет, на допросах изложил подробную сказку о жителях камня. Он обладал хорошей памятью и перечислил свыше сотни каменщиков. "По реке Белой в 6 избах при мельнице: крестьянин Архип Коробейников с женою и 2 дочерьми-девками; Михаил Шарыпов, а с ним крестьянина Гордея Табакова жена с дочерью 15 и сыном 8 лет; каторжный Емельян Юргин, а с ним бывший дьячок, а откуда, не знает; казак из России Василий Гаврилов, у него сестры-девки — Лукерья 60 лет, Агрофена 50 — и их тетка 90 лет, как зовут, не знает; Лука Шипунов с племянником Матвеем 30 лет и сестрой Анисьей; убеглый казак Федор, а с ним Семена Бердникова жена; драгун из Усть-Каменогорской крепости, чей, не знает, и другой еще Петр Спиридонов..." ... По сведениям Сизикова, 172 чело... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0 | |